VIII
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ, МУЛЬТИМЕДИА СРЕДСТВ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.
В.Ю. Зюбанов
Томский государственный педагогический университет
На пороге XXI века все большую роль во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании, начинают играть новые информационные технологии. В Законе Российской Федерации "Об образовании" (1992 г.) информатизация образования определена как одно из основных направлений государственной образовательной политики.
В настоящее время разработаны концепции и программы информатизации образования, реализуется большое число программ и проектов в этой области.
Но чтобы лучше понять настоящее и перспективы, полезно вспомнить о том, с чего все начиналось, и проследить историю развития автоматизированного обучения языкам. Изначально и по сей день движущим фактором развития автоматизированного обучения является идея повышения эффективности путем передачи машине некоторых функций преподавателя. Одним из первых изобретений в данной области была машина Сиднея, появившаяся в 1926 году, которая обеспечивала автоматическую подачу карточек в зависимости от правильности ответа, сразу выявив одно из основных преимуществ обучения с помощью машин - немедленную обратную связь с каждым учащимся через оценку его ответа. В нашей стране были широко распространены устройства обратной связи, установленные во многих кабинетах иностранного языка (лампочки-индикаторы на партах с пультом управления у учителя, работающие по принципу ответа по технике множественного выбора), которые при эффективной и объективной обратной связи давали значительную экономию времени преподавателя при проведении фронтального контроля. Более поздним вариантом автоматизированных средств были тренажерные устройства типа "Ласточка", которые включали в себя дополнительно счетчик регистрации ответов учащихся, а также делали возможным индивидуальный темп работы. Методической базой создания всех этих обучающих устройств служили принципы программированного обучения, которое в американской традиции до сих пор ассоциируется с автоматизированным обучением. Эти принципы (предъявление материала маленькими дозами, разделение действий на операции, обязательная немедленная обратная связь, зависимость дальнейшего продвижения обучения от успешности прохождения предшествующего этапа), а также бихейвиористская схема: стимул реакция - подкрепление (задание - ответ - оценка), - оказались наиболее легко адаптируемыми для составления алгоритмов, которые лежат в основе любой машинной программы.
Однако чрезвычайно важно, чтобы процесс информатизации не сводился только к формальному использованию новых технических средств в процессе обучения, а служил основой создания принципиально новой системы образования, разработки и использования инновационных методик, соответствующих требованиям периода перехода от индустриальной к информационной цивилизации.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий позволяет успешно решать многие педагогические задачи, реализовывать дидактические и психологические принципы, такие как:
· реализация принципа индивидуализации учебного процесса;
· повышение эффективности познавательной деятельности учащихся;
· широкое внедрение принципа интерактивности;
· принцип логического представления учебного материала;
· принцип системности;
· принцип наглядности;
· принцип самостоятельности;
· принцип эффективности;
· принцип связи теории с практикой;
· принцип обучения на высоком уровне трудности;
· сочетания индивидуального и группового подхода к бучению.
Многие эксперименты доказывают, что внедрение компьютерных технологий в процесс обучения иностранному языку позволяет повысить уровень компетенции во владении иностранным языком, языковые единицы, полученные посредством компьютерных технологий, закрепляются на более долгий период, чем полученные знания на основе использования других учебно-методических комплексов таких как: учебники, аудио-видео кассеты, таблицы, плакаты. Происходит это вследствие системности и интегрирования в компьютере всех средств обучения, полной интерактивности и взаимосвязи обучающегося иностранному языку не только с преподавателем, но и с компьютером. Однако в процессе иноязычной подготовки студентов с использованием компьютерных технологий возникают противоречия между:
· Потребностью общества в специалистах разного профиля владеющих иностранным языком и не достаточной разработанностью теории и практики таких специалистов в условиях компьютеризации образования.
· Возможностью повышения качества иноязычной подготовки на основе применения компьютерных средств обучения и недостаточным количеством Мультимедиа программ и ограниченностью их применения преподавателями вследствие их слабой ориентации на учебные планы, и разного уровня владения иностранным языком студентов.
· Между потребностью субъектов образовательного процесса в единой интегративной системе использования мультимедиа и информационных продуктов, предоставляемых компьютерными технологиями и невозможностью получить необходимые средства для реализации данных потребностей.
Проблема систематизации компьютерных средств обучения является актуальной на данный момент. Можно найти в большом количестве: мультимедиа программы, посвященные изучению иностранного языка, бесплатные электронные учебники, Интернет странички с уроками по иностранному языку, у каждого преподавателя или студента на компьютере находятся те или иные упражнения, тесты, тексты, аудиозаписи, лекции, песни подходящие под ту или иную тему, фильмы и много е другое.
Мы предлагаем, для удобства использования этого материала студентами и преподавателями, объединить все это настолько, насколько это возможно в рамках одной программы "Linguist". Если это большие мультимедиа программы, то расписать по темам, какой грамматический, лексический или фонетический материал, можно найти в данной программе, какие упражнения предоставляет данный продукт. Если это фильмы, указать возможные способы работы с фильмом и приписать его к определенной лексической теме. Если это различные тесты (лексические, грамматические, на аудирование, видео тесты), то сделать базу данных тестов с возможностью прослеживания результатов работы над ними. В итоге: включение и систематизация всей возможной текстовой, графической, аудио-видео информации полезной для изучения различных аспектов иностранного языка как практических, так и теоретических помогут преподавателю, сократить время на подготовку к уроку, при этом, использовать преимущества мультимедиа технологий, а изучающему, самостоятельно повысить уровень знания ИЯ, выполняя упражнения, тесты и уроки. "Linguist" является моделью систематизации мультимедиа, компьютерных средств обучения иностранному языку.
Основной целью обучения иностранному языку, является овладение всеми видами речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо. Для овладения данными речевыми навыками необходимо знание следующих разделов: лексика, грамматика, фонетика, перевод (устный письменный)
Содержание разделов:
· "Лексика", раздел включает в себя 4 подраздела "Основная лексика", "Деловая лексика", "Медицина", "Политехническая лексика". Каждый включает в себя наборы текстовой аудио и видео информации, распределенные по темам, упражнения и тесты. Есть возможность распечатать упражнения, текстовую информацию и раздать распечатки студентам. Интерактивный раздел включает различные мультимедиа приемы, создаваемые как шаблоны для дальнейшего перевода текстовой, аудио, видео информацию в мультимедиа уроки или упражнения по заказу преподавателя пользующегося комплексом;
· "Грамматика", раздел посвящен изучению грамматического аспекта иностранного языка, в него входят, теория, подробно раскрывающая грамматическую структуру иностранного языка, упражнения и тесты, позволяющие проверить и закрепить полученные ранее знания. На первой странице полное содержание грамматического строя английского языка, далее выбрав тему (в данный момент готова тема "артикль") появляется меню с кнопками. Нажав на кнопку “Теория”, вы переходите на страничку с описанием выбранной темы по грамматике. Нажав на кнопку “Упражнения” вы переходите на страничку с упражнениями по выбранной теме. Нажав на кнопку “ Тесты” вы переходите на страничку с тестами по теме. "Разное" данный раздел содержит информацию по теме не содержащуюся в предыдущих пунктах, такую как: лексический материал, построенный на базе данной грамматической темы, ссылки на литературу и Интернет ресурсы и другая дополнительная информация. Интерактивный раздел включает различные мультимедиа приемы, создаваемые как шаблоны для дальнейшего перевода текстовой, аудио, видео информацию в мультимедиа уроки или упражнения по заказу преподавателя пользующегося комплексом;
· "Фонетика", будет содержать основы фонетического строя английского языка, особенностью является сочетание визуальной и аудио информации. Один из примеров мультимедиа уроков позволяет прослушать эталон речи, затем записать свой голос и сравнить с эталоном.
Далее для интегрирования существующих программ, и Интернет технологий необходимых для обучения иностранному языку, создан комплекс поиска по следующим разделам:
· "Интернет", сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Но не нужно забывать, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определёнными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами – одно из средств реализации этих целей и задач. На данный момент существует большое количество сайтов посвященных преподавателю иностранных языков. На таких сайтах можно найти готовые уроки, газетные статьи, различные тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио книги. Раздел будет включать последние ссылки на Интернет странички, распределенные на две группы для преподавателей и для студентов.
· "Программы", раздел включает в себя набор бесплатных программ, распространяемых во всемирной сети Интернет, в настоящей демоверсии "Linguist 0.01" можно найти электронный учебник грамматики Murphy, с комментариями на русском языке, посвященных обучению иностранному языку.
· "Тестирование", раздел включает в себя подбор различных тестов на выявление общего уровня владения иностранным языком, кроме того, подготовлен видео урок (тема "Bust") и тест, основанный на данном уроке.
· "Мультимедиа программы", на данный момент на рынке большой выбор специализированных, профессиональных, мультимедиа продуктов посвященных обучению иностранному языку. Не каждый преподаватель найдет исчерпывающую информацию об интересующем его продукте. Раздел предоставляет информацию о содержании мультимедиа программы: темы уроков, виды используемых упражнений, используемый грамматический материал, лексическая база уроков, видео, аудио материалы.
Во всемирной сети Интернет, находиться большое количество информации относящейся к теории изучения иностранного языка, комплекс включает следующий раздел с возможностью поиска необходимой информации.
· "Теоретическая поддержка", обучение английскому языку на более высоком уровне, например на языковых факультетах, требует глубокого теоретического сопровождения в учебном процессе. В данном разделе будут рассматриваться темы языкознания, истории языка, стилистики языка, теоретическая фонетика и грамматика, история английской литературы и т.д. Также будут включены теоретические и методические основы чтения, просмотра художественных фильмов, аудирования, поддержания активности обучающихся на уроках.
"Linguist" – создаваемый нами мультимедиа программный продукт, служит основой для создания специализированных мультимедиа курсов. "Linguist" содержит базу основных мультимедиа приемов, используемых при обучении иностранному языку, далее база используется как шаблон для внесения необходимой Вам методической и теоретической информации по конкретному курсу обучения. Для того чтобы сделать компьютерную обучающую программу, необходимо большое количество времени, средств, и наличие высококвалифицированных программистов. "Linguist" помогает решить данные проблемы.
Для создания шаблона требуется большое количество времени на программирование функций программы, настройки базы данных ответов на различные тесты и задания, создания доступного интуитивно понятного интерфейса и т.д. Подстановка, необходимого методического материала занимает от одного до нескольких дней, в зависимости от объема информации. Подробнее о проекте вы можете узнать на странице http://www.lang-complex.narod.ru/
Литература
1. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994.
2. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера в вопросах и ответах. – СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
3. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. Учебное пособие для педагогов. аспирантов, магистрантов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. 175 с.