VII
В.Ю. Зюбанов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА " LINGUIST"
ТГПУ инновационно-лингвистический центр т. 52-17-82
В статье представлено описание, разрабатываемого нами систематического, компьютерного, мультимедиа продукта "Linguist". Главная задача комплекса, систематизировать материалы, используемые при обучении иностранному языку на основе компьютера и создать базу мультимедиа шаблонов для оперативного создания специализированных курсов по обучению иностранному языку.
V. Y. Zyubanov
USING MULTIMEDIA TECHNOLOGIES DURING THE ENGLISH AS A SECOND LANGUAGE CLASSES ON THE BASIS OF "LINGUIST" COMPLEX.
Tomsk state teacher's training university, innovation linguistic centre phone No: 52-17-82
In this article we present the description of our multimedia product “Linguist”, which is now in the stage of development. The product is made to systematize computer and multimedia materials that are used during the foreign language classes and it is also used as a framework collection for on-the-fly creation of specialized multimedia ESL courses.
Современная российская система образования, отказываясь от тех методов и принципов, которые не выдержали проверки временем и не соответствуют выдвигаемым обществом новым требованиям, стоит перед проблемой выбора новых путей развития образования. Вопросы образования волновали человечество на протяжении тысячелетий. Где конец тому, что называется "образованностью" личности? Над этим трудились педагоги, этот вопрос волновал философов и специалистов отдельных частных наук. Д.И. Менделеев считал, что "настоящий конец образования дает только сама жизнь и сознательная самостоятельность каждого". По мнению А. Дистервега: "Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средство, как он может это осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир".
Одним из таких путей развития образования можно назвать внедрение новейших средств информационной технологии в различных сфеpaх человеческой деятельности, в том числе и в образовании, что приобретает все большую актуальность. В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения тому или иному предмету. Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является результатом развития информационных технологий и реакцией систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции в образовании, движения к информационному Обществу. В системе образования овладение английским языком в настоящее время становится одним из неотъемлемых требований профессиональной компетенции, в связи с тем, что он становится монополизирующим языком в системе общения в целом и глобального компьютерного взаимодействия в частности. Это относится как ко многим функциям программного обеспечения и его внедрения в процесс обучения и профессиональной деятельности, так и к потребностям информационного развития при общении.
Процесс обучения английскому языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. В школах и вузах все больше обращают внимание на новые технологии, появляются компьютерные классы, закупаются компьютерные программы для обучения различным предметам. Все больше обращают внимание на возможности мультимедиа технологий в обучении иностранному языку. Преимущества таких технологий, по сравнению с другими комплексами обучения иностранному языку (видео-аудио кассеты, учебники, тетради, таблицы, стенды, фотографии, иллюстрации), являются: интерактивность, объединение выше перечисленных средств обучения на одном носителе (PC–disk или DVD–disk), возможность индивидуального подхода и реализации принципа обучения на высоком уровне трудности, что вызывает быстрый темп изучения, дает возможность раскрывать разные стороны приобретаемых знаний, углублять их и связывать, а непрерывное обогащение ума обучаемого разносторонним содержанием создает благоприятные условия для более глубокого осмысления полученных сведений [3, §2]. Недостатки мультимедиа технологий в обучении иностранному языку:
- нехватка компьютерных классов;
- необходимость переподготовки преподавателей;
- мультимедиа компьютерные обучающие программы не подходят планам и потребностям учебного процесса, трудно найти подходящую программу для специализированных курсов иностранного языка, например (английский язык в медицине, технический язык и др.)
В настоящее время процент компьютерных классов и преподавателей, владеющих компьютером, с каждым годом повышается, и возможно, в будущем, навыки владения компьютерными технологиями преподавателем будут обязательны, проблема нехватки специализированного мультимедиа программного обеспечения является актуальной и требует решения.
"Linguist" – создаваемый нами мультимедиа программный продукт, служит основой для создания специализированных мультимедиа курсов. "Linguist" содержит базу основных мультимедиа приемов, используемых при обучении иностранному языку, далее база используется как шаблон для внесения необходимой Вам методической и теоретической информации по конкретному курсу обучения. Для того чтобы сделать компьютерную обучающую программу необходимо большое количество времени, средства, высококвалифицированные программисты. "Linguist" помогает решить данные проблемы.
Для создания шаблона требуется большое количество времени на программирование функций программы, настройки базы данных ответов на различные тесты и задания, создания доступного интуитивно понятного интерфейса и т.д. Подстановка, необходимого методического материала занимает от одного до нескольких дней в зависимости от объема информации.
Приведем примеры готовых программ:
Видео урок и последующее тестирование:
- появляется отрывок из фильма с диалогом по необходимой лексике, компьютер просит прослушать диалог еще раз, далее диалог просматривается еще 2 раза с субтитрами;
- следующая стадия, закрепление лексики из диалога, новые слова появляются на экране, в сопровождении иллюстраций и голоса произносящего слово, показываются синонимы перевод слова и варианты перевода, ролики повторяются по желанию обучаемого;
- далее, закрепляется грамматический материал, используемый в диалогах. Объяснение происходит на различных примерах в сопровождении информативных иллюстраций;
- для проверки полученных знаний, используются различные виды тестов: подстановочные, выборочные, письменный ответ на вопрос и т.д. Результаты теста и варианты ответов записываются в базу данных. В нашем случае задание следующее: прослушивается часть диалога, следует задание: "Запишите услышанную фразу", примерно 10 подобных заданий, затем подстановочный тест на знание лексики и выборочный тест на знание грамматического материала усвоенного в предыдущем уроке.
Следующий пример, Запоминание новой лексики:
- на экране картинки с новой лексикой, каждая по очереди озвучивается носителем языка, столько раз, сколько необходимо учащемуся. Далее слышно слово, учащийся должен указать соответствующую картинку, далее называется слово, учащийся должен набрать слово на клавиатуре, далее следует тест по пройденному материалу.
Урок фонетики:
- на экране фонетические упражнения, озвученные носителем языка, в настоящее время с нами работает Martin Kilgore и Tim Estes, учащемуся предлагается записать свой голос с помощью микрофона и сравнить с эталоном, действие повторяется до тех пор, пока учащийся или преподаватель достигнут необходимого результата.
Наши главные задачи при составлении мультимедиа курсов: использовать принцип обучения на высоком уровне трудности; при освоении нового материала учащийся должен увидеть, услышать, записать и проговорить вводимые лексические и грамматические единицы.
"Linguist" также является системным комплексом обучения иностранному языку. На данный момент, можно найти в большом количестве: мультимедиа программы, посвященные изучению иностранного языка, бесплатные электронные учебники, Интернет странички с уроками по иностранному языку, у каждого преподавателя или студента на компьютере находятся те или иные упражнения, тесты, тексты, аудиозаписи, лекции, песни подходящие под ту или иную тему, фильмы и много е другое.
Для удобства использования этого материала студентами и преподавателями, объединить все это настолько, насколько это возможно в рамках одной программы. Если это большие мультимедиа программы, то расписать по темам, какой грамматический, лексический или фонетический материал, можно найти в данной программе, какие упражнения предоставляет данный продукт. Если это фильмы, указать возможные способы работы с фильмом и приписать его к определенной лексической теме. Если это различные тесты (лексические, грамматические, на аудирование, видео тесты), то сделать базу данных тестов с возможностью прослеживания результатов работы над ними. В итоге: включение и систематизация всей возможной текстовой, графической, аудио-видео информации полезной для изучения различных аспектов иностранного языка как практических, так и теоретических помогут преподавателю, сократить время на подготовку к уроку, при этом, использовать преимущества мультимедиа технологий, а изучающему, самостоятельно повысить уровень знания ИЯ, выполняя упражнения, тесты и уроки. "Linguist", состоит из восьми, основных разделов: "Лексика", "Грамматика", "Фонетика", "Теория", "Интернет", "Программы", "Тестирование", "Мультимедиа программы". Каждый из разделов может дополняться по мере поступления учебного материала или заказов преподавателей и включает в себя определенный набор мультимедиа шаблонов. Таким образом, остановимся подробнее на каждом из разделов.
- "Лексика", раздел включает в себя 4 подраздела "Основная лексика", "Деловая лексика", "Медицина", "Политехническая лексика". Каждый включает в себя наборы текстовой аудио и видео информации, распределенные по темам, упражнения и тесты. Есть возможность распечатать упражнения, текстовую информацию и раздать распечатки студентам.
- "Грамматика", раздел посвящен изучению грамматического аспекта иностранного языка, в него входят, теория, подробно раскрывающая грамматическую структуру иностранного языка, упражнения и тесты, позволяющие проверить и закрепить полученные ранее знания. На первой странице полное содержание грамматического строя английского языка, далее выбрав тему (в данный момент готова тема "артикль") появляется меню с кнопками. Нажав на кнопку “Теория”, вы переходите на страничку с описанием выбранной темы по грамматике. Нажав на кнопку “ Упражнения” вы переходите на страничку с упражнениями по выбранной теме. Нажав на кнопку “ Тесты” вы переходите на страничку с тестами по теме. "Разное" данный раздел содержит информацию по теме не содержащуюся в предыдущих пунктах, такую как: лексический материал, построенный на базе данной грамматической темы, ссылки на литературу и Интернет ресурсы и другая дополнительная информация
- "Фонетика", будет содержать основы фонетического строя английского языка, особенностью является сочетание визуальной и аудио информации, нажав на кнопку "record your voice" можно записать свой голос с помощью микрофона и сравнить с эталоном, произнесенным носителем языка.
- "Теория", обучение английскому языку на более высоком, уровне например, на языковых факультетах, требует глубокого теоретического сопровождения в учебном процессе. В данном разделе будут рассматриваться темы языкознания, истории языка, стилистики языка, теоретическая фонетика и грамматика, история английской литературы и т.д. Также будут включены теоретические и методические основы чтения, просмотра художественных фильмов, аудирования, поддержания активности обучающихся на уроках.
- "Интернет", сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Но не нужно забывать, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определёнными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами – одно из средств реализации этих целей и задач. На данный момент существует большое количество сайтов посвященных преподавателю иностранных языков. На таких сайтах можно найти: готовые уроки, газетные статьи, различные тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио книги. Раздел будет включать последние ссылки на Интернет странички, распределенные на две группы для преподавателей и для студентов.
- "Программы", раздел включает в себя набор бесплатных программ, распространяемых во всемирной сети Интернет, в настоящей демоверсии "Linguist 0.01" можно найти электронный учебник грамматики Murphy, с комментариями на русском языке, посвященных обучению иностранному языку.
- "Тестирование", раздел включает в себя подбор различных тестов на выявление общего уровня владения иностранным языком, кроме того, подготовлен видео урок тема "Bust" и тест, основанный на данном уроке.
- "Мультимедиа программы", на данный момент на рынке большой выбор специализированных, профессиональных, мультимедиа продуктов посвященных обучению иностранному языку. Ни каждый преподаватель найдет исчерпывающую информацию об интересующем его продукте. Раздел предоставляет информацию содержания мультимедиа программы: темы уроков, виды используемых упражнений, используемый грамматический материал, лексическая база уроков, видео, аудио материалы.
Теперь попробуем создать свою программу, используя комплекс "Linguist", для этого поставим цель. Например, нужно пройти материал по теме "кино" и проверить уровень овладения лексическим материалом. Подготовка:
- необходимо найти материал, который будет в электронном учебнике, тексты в Интернете, в энциклопедиях, например "Microsoft Encarta";
- если есть возможность озвучить и записать на компьютер полученные тексты носителем языка;
- найти видео материал, вырезать отдельные диалоги с необходимой лексикой из фильмов, подготовить материал по упражнениям и придумать виды тестов;
- если вы владеете компьютером на самом основном уровне, у Вас получится создать свою мультимедиа программу. Возникает вопрос, почему не подать весь этот материал на обычных носителях виде-аудио кассетах, бумаге? Перечислим преимущества выбора носителем собранной информации авторскую мультимедиа программу: объединение всего материала на одном носителе; возможность оперативного дополнения и корректировки материала; интерактивность, обучающийся имеет возможность записать свой голос и сравнить с его речью носителей языка, быстрый повтор роликов или диалогов; возможно параллельное диагностическое, текущее, итоговое тестирование знаний с подведением результатов; возможность патентования программы и продажи ее на рынок, большие возможности для дистанционного образования.
Итак, Вы создаете свою мультимедиа программу по нашему шаблону.
- первое – необходимо установить на Ваш компьютер Macromedia "Authorware" это самый выгодный вариант для начинающего программиста.
- второе – загрузить необходимый вам шаблон. Оболочка "Authorware" имеет свою систему помощи она на английском языке, на русском языке вы можете найти по адресу "http://Authorware.narod.ru/Tut.htm".
- третье - после того как вы научились создавать окно презентации, и уяснили основы работы в оболочке "Authorware". Необходимо заполнить шаблоны вашим материалом.
- нажав клавиши Ctrl+1, вы увидите результат вашей работы, далее опубликуйте ее в отдельном исполняемом файле, нажав Ctrl+F12. Ваш первый проект готов.
Боле подробно узнать о программе "Linguist" вы сможете на страничке, посвященной нашему проекту по ссылке: "www.lang-complex.narod.ru".
Литература
1. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994.
2. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. – С.П.: Союз, 2001.
3. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. Учебное пособие для педагогов. аспирантов, магистрантов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. 175 с.