V
АВТОРСКАЯ МУЛЬТИМЕДИА ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В.Ю. Зюбанов
Томский государственный педагогический университет
Язык как средство общения постоянно развивается, меняется структура языка, грамматика, произношение, написание слов, примером могут послужить нововведения в немецком языке, где поменялись правила написания слов, в английском языке практически не используются некоторые формы будущего времени, существует много других примеров. К чему это приводит? Во-первых: обучающему необходимо сверять учебно-методические комплексы, имеющиеся в наличии, постоянно исправлять и указывать на недочеты в материалах обучения; во-вторых: должен развиваться и учебный материал в соответствии с изменениями грамматических и лексических явлений; в-третьих: недостаток финансирования не позволяет экстренно изменять существующие комплексы обучения иностранному языку. Поэтому проблема модернизации учебно-методического комплекса (УМК) ложится на плечи обучающего.
Процесс обучения английскому языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет страничек, содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями. Большое количество источников затрудняет поиск необходимой информации. На данный момент не каждый обучающий может разбираться с существующими Мультимедиа программами и включать их в процесс обучения.
Следовательно, создание авторской мультимедиа программы является актуальной проблемой. Многие ВУЗы и школы используют компьютерные технологии и программное обеспечение для обучения И.Я, которое предлагает рынок, но таких мультимедиа продуктов не достаточно, чтобы соответствовать: программе ВУЗа или школы, задачам преподавателя, и потребностям студента, школьника. В каждом высшем учебном заведении, обучение иностранному языку протекает по разному, в зависимости от будущей профессии студента, глубины изучения ИЯ, уровня овладения ИЯ, задач преподавателя. Следовательно, каждому ВУЗу необходим свой собственный мультимедиа продукт, но при этом появляется ряд вопросов:
· какое место занимает компьютер при обучении ИЯ?
· какие методические функции может выполнять компьютер при обучении ИЯ?
· где найти не дорогого, профессионального программиста со знанием иностранного языка?
· как самому создать мультимедиа программу?
Начнем с первого вопроса, какое место занимает компьютер при бучении ИЯ? В настоящее время существует множество мнений о том использовать компьютер в обучении иностранному языку или не использовать. Одни считают, что компьютер должен заменить преподавателя, другие - компьютер не способен подать материал так, как это делает преподаватель. Наше мнение, компьютер должен служить как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. Не следует забывать, что компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения. Компьютер предоставляет огромные возможности тестирования уровня владения иностранным языком или темой, без участия или с частичным участием преподавателя, что сократит время проверки результатов. Тесты возможны самые различные: подстановочные, выборочные, правда-ложь, шаблонные. Например: "Внимательно прослушайте реплику и наберите ее в точности, как было сказано" - компьютер проверит правильность ответов в соответствие с шаблоном и запишет результаты в базу данных.
Выделим основные методические функции, реализуемые средствами компьютера: 1. Второстепенные:
- Коммуникативная - возможно общение на зарубежных чатах;
организационно-стимулирующая - в настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующим фактором;
2. Первичные:
- информативная - основным преимуществом компьютера является возможность хранения и переработки больших объемов информации, поэтому ПК широко используется в процессе обучения языкам в качестве информационной системы;
- тренировочная - применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по ИЯ. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение;
- контролирующе-коррегирующая - применение персонального компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества: реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление сильной обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля.
Эти преимущества способствовали широкому распространению контролирующих программ и включению модулей контроля в большинство компьютерных программ обучения, которые предусматривают автоматическое выполнение следующих операций: 1) принятие и распознавание ответа обучаемого; 2) анализ и определение правильности ответа; 3) запоминание результата и/или сообщение о нем обучаемому с использованием различных возможностей.
Но программы, подходящие по тематике и уровню владения языком найти сложно возникает вопрос: почему не создать свою мультимедиа программу со всеми параметрами необходимыми Вам? Ответим на два последних вопроса: "где найти не дорогого, профессионального программиста со знанием иностранного языка? Как создать авторскую мультимедиа программу?" На данные вопросы ответ не сложный Macromedia "Authorware". Современные корпорации, работающие в сфере программного обеспечения, понимают, что спрос на обучающие программы растет с геометрической прогрессией. На этом фоне начинается разработка программ визуального программирования или иначе изобразительное управление потоком данных, например "Authorware", "Director", "IconAthor", "TLE". Работа в данных оболочках не требует специального образования и знания языков программирования. Главное идея, а программа поможет Вам воплотить ее в реальность. Остановимся на продукте фирмы Macromedia и ее оболочке "Authorware". Последняя версия программы 7.02.
Попробуем создать свою программу, для этого поставим цель. Например, нужно пройти материал по теме "кино" и проверить уровень овладения лексическим материалом. Подготовка:
- необходимо найти материал, который будет в электронном учебнике, тексты в Интернете, в энциклопедиях, например "Microsoft Encarta";
- если есть возможность озвучить и записать на компьютер полученные тексты носителем языка;
- найти видео материал, вырезать отдельные диалоги с необходимой лексикой из фильмов, подготовить материал по упражнениям и придумать виды тестов;
- если вы владеете компьютером на самом основном уровне, у Вас получится создать свою мультимедиа программу. Первая Ваша программа будет являться основной, шаблонной в дальнейшем нужно будет только заполнять ее новыми темами и материалом для обучения ИЯ. Возникает вопрос, почему не подать весь этот материал на обычных носителях виде-аудио кассетах, бумаге? Перечислим преимущества выбора носителем собранной информации авторскую мультимедиа программу: объединение всего материала на одном носителе; возможность оперативного дополнения и корректировки материала; интерактивность, обучающийся имеет возможность записать свой голос и сравнить с его речью носителей языка, быстрый повтор роликов или диалогов; возможно параллельное диагностическое, текущее, итоговое тестирование знаний с подведением результатов; возможность патентования программы и продажи ее на рынок, большие возможности для дистанционного образования.
Итак, Вы создаете свою мультимедиа программу.
- первое – необходимо установить на Ваш компьютер Macromedia "Authorware".
- второе – начать с основ создания окна презентации. Оболочка "Authorware" имеет свою систему помощи она на английском языке, на русском языке вы можете найти по адресу "http://Authorware.narod.ru/Tut.htm".
- третье - после того как вы научились создавать окно презентации, и уяснили основы работы в оболочке "Authorware". Необходимо развить Вашу программу создать меню, рамочную конструкцию (Framework), рамочная конструкция создана для уменьшения рутинной работы, все, что указано в рамочной конструкции будет повторяться на всех последующих страницах программы. Далее поставить иконку "карта (map)" в не загрузить текст, аудио и видео материал. В следующей "карте" составить упражнения и задачи.
- cледующим шагом будет составление тестов. Необходимо создать несколько тестов: диагностический, который выявит уровень знания данной темы, до прохождения урока, и в соответствии с результатами покажет, какую часть урока необходимо пройти; далее возможен текущий тест, если в программе большое количество материала; итоговый тест, выявляющий уровень овладения пройденного материала. Создание теста в среде "Authorware" упрощено, для этого существуют готовые пакеты (Knowledge object) нас интересует пакет "Quiz", поставив данную иконку в Ваш проект, запустится мастер настройки, предлагая Вам: вид теста, место хранения результатов, вы сможете заполнить сами тесты, и подготовить итоговую оболочку;
- нажав клавиши Ctrl+1, вы увидите результат вашей работы, далее опубликуйте ее в отдельном исполняемом файле, нажав Ctrl+F12. Ваш первый проект готов.
Помимо приведенного примера, "Authorware" обладает неограниченными возможностями, практически все, что Вы видите в других обучающих компьютерных программах, можно воспроизвести самому, но уже со своим материалом. "Authorware" предлагает неограниченные возможности создания видео курсов, использования в них DVD, mpeg видео, фото, аудио обучающего материала. В настоящий момент готовиться систематический комплекс на базе оболочки Macromedia Authorware, комплекс включает все аспекты обучения иностранному языку, грамматику, лексику, фонетику, тестовые системы, описание мультимедиа продуктов обучения ИЯ, ссылки на Интернет сайты, теоретические основы языкознания и лингвистики, включает коллекцию бесплатных программ обучения ИЯ распространяемых в Интернете. Такой комплекс отличается от других мультимедиа программ интеграцией учебного материала, видео-аудио материала в одной программе, при этом комплекс постоянно обновляется в зависимости от потребностей преподавателя.
Если Вас заинтересовала тема авторских мультимедиа программ, подробнее узнать и разобраться с оболочкой "Authorware" вы сможете на форуме странички, посвященной обучению иностранному языку на компьютере по ссылке: "www.lang-complex.narod.ru".