II
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В.Ю. Зюбанов
Томский государственный педагогический университет
Идеи использования различных машин в процессе преподавания языков появились еще в начале XX века. Изначально и по сей день движущим фактором внедрения технических средств в учебный процесс является идея повышения эффективности обучения путем передачи машинам отдельных функций преподавателя, то есть автоматизации деятельности обучающего.
Современная российская система образования, отказываясь от тех методов и принципов, которые не выдержали проверки временем и не соответствуют выдвигаемым обществом новым требованиям, стоит перед проблемой выбора новых путей развития образования. Вопросы образования волновали человечество на протяжении тысячелетий. Где конец тому, что называется "образованностью" личности? Над этим трудились педагоги, этот вопрос волновал философов и специалистов отдельных частных наук. Д.И. Менделеев считал, что "настоящий конец образования дает только сама жизнь и сознательная самостоятельность каждого". По мнению А. Дистервега: "Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средство, как он может это осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир".
Одним из таких путей развития образования можно назвать внедрение новейших средств информационной технологии в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании, что приобретает все большую актуальность. В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения тому или иному предмету. Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является результатом развития информационных технологий и реакцией систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции в образовании, движения к информационному Обществу. В системе образования овладение английским языком в настоящее время становится одним из неотъемлемых требований профессиональной компетенции, в связи с тем, что он становится монополизирующим языком в системе общения в целом и глобального компьютерного взаимодействия в частности. Это относится как ко многим функциям программного обеспечения и его внедрения в процесс обучения и профессиональной деятельности, так и к потребностям информационного развития при общении.
Язык сам по себе постоянно развивается, меняется структура языка, грамматика, произношение, написание слов, примером может послужить нововведение в Немецком языке, смена правил орфографии, в Английском языке практически не используются перфектные формы будущего времени. К чему это приводит: во-первых, обучающему необходимо сверять учебно-методические комплексы, имеющиеся в наличии, постоянно исправлять и указывать на недочеты в материалах обучения; во-вторых, должен развиваться и учебный материал в соответствии с изменениями грамматических и лексических явлений; в-третьих, недостаток финансирования не позволит экстренных изменений в существующих комплексах обучения иностранному языку, вся проблема в модернизации учебно-методического комплекса (УМК) приходится на обучающего.
Процесс обучения английскому языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка, на данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет страничек, содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями. Такое количество источников затрудняет поиск необходимой информации, на данный момент не каждый обучающий будет разбираться с существующими Мультимедиа программами и включать их в процесс обучения. В том случае, если обучающий заинтересован в использовании мультимедийных технологий в учебном процессе, поднимается еще один вопрос, где и в какое время проводить занятия на компьютерах. Во многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка, развитие мультимедийных средств сегодня, привлекает преподавателей всех дисциплин, начиная от физики и заканчивая пением. Преподаватель иностранного языка, возможно, найдет способ заниматься на компьютерах один час в неделю, но этого не достаточно, полностью и с пользой для знаний использовать и час в неделю возможно.
Но компьютер с его возможностями, все же необходимо использовать в процессе обучения иностранного языка. В данный момент мы работаем над созданием систематического развивающегося компьютеризированного комплекса обучения иностранному языку.
Что должен включать такой систематический развивающийся компьютеризированный комплекс.
1.) Постоянно развивающееся содержание.
a. Добавление новой информации от всех желающих с помощью Интернет странички, на которой будет находиться копия комплекса и его описание.
b. Распространение информации о комплексе среди поисковых серверов, и Интернет страничек посвященных изучению иностранного языка
2.) Комплекс должен включать информацию о мультимедиа программах ОИЯ их содержании.
3.) Каждая мультимедиа программа должна быть расписана на лексические, грамматические и фонетические темы
4.) Комплекс должен включать максимально полный список лексических, грамматических, фонетических тем. Содержание каждой темы по возможности включает:
a. Ссылку на определенный мультимедиа продукт, описание этой темы в данном продукте,
b. Упражнения с ответами
c. Тематические тексты, лексический материал.
d. Тесты
e. Электронные учебники, не занимающие много дискового пространства.
5.) Создание определенных программ, планов, обучения. Включающих весь тематических материал, от упражнений до текстов и статей из газет.
Данный комплекс поможет преподавателю своевременно найти информацию по интересующей его теме. Использовать на уроках дополнительную информацию, предварительно распечатав новы упражнения, тексты. Посоветовать мультимедиа программу для более полного развития языковых навыков по текущей теме. Преподавателям вузов предоставляется возможность создания собственной программы обучения. Комплекс можно сокращать до определенной программы обучения и распространять среди обучающихся.
Подробная информация о ходе работ по комплексу находится по адресу
www.lang-complex.narod.ru, предложения и пожелания принимаются по адресу language_complex@mail.ru
Литература
9. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика, 1988.
10. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994.