IX

КОМПЬЮТЕРНЫЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

В.Ю. Зюбанов

 

Томский государственный педагогический университет

 

На пороге XXI века все большую роль во всех сферах деятельности, в том числе и в  образовании, начинают играть новые информационные технологии. В Законе Российской Федерации "Об образовании" (1992 г.) информатизация  образования определена как одно из основных направлений государственной образовательной политики.

В настоящее время разработаны концепции и программы информатизации образования, реализуется большое число программ и проектов в этой области.

Но чтобы лучше понять настоящее и перспективы, полезно вспомнить о том, с чего все начиналось, и проследить историю развития автоматизированного обучения языкам. Изначально и по сей день движущим фактором развития автоматизированного обучения является идея повышения эффективности путем передачи машине некоторых функций преподавателя. Одним из первых изобретений в данной области была машина Сиднея, появившаяся в 1926 году, которая обеспечивала автоматическую подачу карточек в зависимости от правильности ответа, сразу выявив одно из основных преимуществ обучения с помощью машин - немедленную обратную связь с каждым учащимся через оценку его ответа. В нашей стране были широко распространены устройства обратной связи, установленные во многих кабинетах иностранного языка (лампочки-индикаторы на партах с пультом управления у преподавателя, работающие по принципу ответа по технике множественного выбора), которые при эффективной и объективной обратной связи давали значительную экономию времени преподавателя при проведении фронтального контроля. Более поздним вариантом автоматизированных средств, были тренажерные устройства типа "Ласточка", которые включали в себя дополнительно счетчик регистрации ответов учащихся, а также делали возможным индивидуальный темп работы. Методической базой создания всех этих обучающих устройств, служили принципы программированного обучения, которое в американской традиции до сих пор ассоциируется с автоматизированным обучением. Эти принципы (предъявление материала маленькими дозами, разделение действий на операции, обязательная немедленная обратная связь, зависимость дальнейшего продвижения обучения от успешности прохождения предшествующего этапа), а также бихейвиористская схема: стимул реакция - подкрепление (задание - ответ - оценка), - оказались наиболее легко адаптируемыми для составления алгоритмов, которые лежат в основе любой машинной программы. [2]

Однако чрезвычайно важно, чтобы процесс информатизации не сводился только к формальному использованию новых технических средств в процессе обучения, а служил основой создания принципиально новой системы образования, разработки и использования инновационных методик, соответствующих требованиям периода перехода от индустриальной цивилизации к информационной.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий позволяет успешно решать многие педагогические задачи, реализовывать дидактические и психологические принципы, такие как:

·        реализация принципа индивидуализации учебного процесса;

·        повышение эффективности познавательной деятельности учащихся;

·        широкое внедрение принципа интерактивности;

·        логического представления учебного материала;

·        системности;

·        наглядности;

·        самостоятельности;

·        эффективности;

·        связи теории с практикой;

·        гибкости;

·        принцип обучения на высоком уровне трудности;

·        сочетания индивидуального и группового подхода к бучению.

Многие эксперименты доказывают, что внедрение компьютерных технологий в процесс обучения иностранному языку позволяет повысить уровень компетенции во владении иностранным языком, языковые единицы, полученные посредством компьютерных технологий, закрепляются на более долгий период, чем полученные знания на основе использования других учебно-методических комплексов таких как: учебники, аудио-видео кассеты, таблицы, плакаты. Происходит это вследствие системности и интегрирования в компьютере всех средств обучения, полной интерактивности и взаимосвязи обучающегося иностранному языку не только с преподавателем, но и с компьютером.

Мы предлагаем модель компьютерного комплекса, в основе которого лежит постоянная взаимосвязь между: компьютерным комплексом "Linguist"; преподавателем; студентами и носителем языка. Основное направление работы комплекса состоит в организации самостоятельной работы студента, но при этом преподаватель получает определенный результат от каждого студента в виде:

·        синхронного перевода видео сюжета;

·        синхронного озвучивания видео сюжета (на английском языке)

·        диктанта с предварительным анализом пропущенных и неправильно написанных слов;

·        результата словарного диктанта;

·        результата тестирования;

·        сочинения;

Структура комплекса состоит из трех основных компонентов: "лексика", "грамматика", "фонетика". И четырех вспомогательных компонентов выполненных в виде справочника по основным ресурсам изучения иностранного языка с использованием компьютера: "Интернет поддержка" - Интернет ресурсы, "Коллекция обучающих программ" - коллекции бесплатных компьютерных программ посвященных изучению иностранному языку, "тестирование", "Поиск по существующим мультимедиа программам". Данную структуру может использовать любой университет, для этого необходим программист, компьютерный класс, носитель языка.

Остановимся подробнее на содержании каждого из компонентов программы "Linguist".

·        "Лексика" – содержит разработанные нами программы обучения с различными видами уроков использующих мультимедиа компоненты. Приведем примерный план одного из уроков:

                  1. студенту необходимо прослушать текст, обращая внимание на произношение и делая заметки в тетрадях (при этом текст был предоставлен преподавателем этой группы).

                  2. внимательно прослушать новые слова из текста и записать свой голос для самоанализа своей речи.

                  3. выучить слова. Это происходит в 2 этапа: 1ый этап, студент выбирает правильный перевод из нескольких вариантов, 2й этап, студенту необходимо набрать правильный перевод в окне диалога программы, каждый правильный ответ убирает слово из списка и студент выполняет задание до тех пор, пока не останется ни одного слова. На следующий урок студент выполняет словарный диктант, результаты диктанта сохраняются в личной папке студента.

                  4. просмотреть видеосюжет, записать текст сюжета, при этом, если сюжет сложный возможно использование подсказки ("подстановка" – студент набирает услышанный текст, но программа позволяет ему набрать только правильный вариант, регистрируя количество ошибок).

                  5. записать свой вариант перевода, наложив его на видеосюжет, или сделать озвучивание на языке представленного сюжета (все это позволяет сделать наша программа).

·        "Грамматика" - раздел посвящен изучению грамматических правил иностранного языка, в него входят, теория, подробно раскрывающая грамматическую структуру иностранного языка, упражнения и тесты, позволяющие проверить и закрепить полученные ранее знания. Основной уклон данного раздела, это тестирование, результаты тестирования сохраняются в личных папках студентов. Используются различные виды тестов, подстановка, выбор, ввод ответа.  Ведется подбор видео сюжетов, в которых используется то или иное грамматическое правило, что позволяет увидеть и услышать на практике изучаемое правило.

·        "Фонетика" - содержит основы фонетического строя английского языка, особенностью является сочетание визуальной и аудио информации. Один из примеров мультимедиа уроков позволяет прослушать эталон речи, затем записать свой голос и сравнить с эталоном. Урок сопровождается комментариями носителя языка.

                  При этом, необходимо помнить, что все разделы программы, методы и приемы должны соответствовать принципу гибкости, т.е. способны изменять: структуру урока, содержание и последовательность заданий, постоянно пополняться новыми заданиями в том числе и на основе текстового материала преподавателя группы студентов самостоятельно занимающихся в компьютерном классе.

                  Далее для интегрирования существующих программ, и Интернет технологий необходимых для обучения иностранному языку, создан комплекс поиска по следующим разделам:

·        "Интернет поддержка" - сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Но не нужно забывать, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определёнными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами – одно из средств реализации этих целей и задач. На данный момент существует большое количество сайтов посвященных преподавателю иностранных языков. На таких сайтах можно найти готовые уроки, газетные статьи, различные тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио книги. Раздел будет включать последние ссылки на Интернет странички, распределенные на две группы для преподавателей и для студентов.

·        "Коллекция обучающих программ" - раздел включает в себя набор бесплатных программ, распространяемых во всемирной сети Интернет, в настоящей демоверсии "Linguist 0.01" можно найти электронный учебник грамматики Murphy, с комментариями на русском языке, посвященных обучению иностранному языку.

·        "Тестирование" -  раздел включает в себя подбор различных тестов на выявление общего уровня владения иностранным языком.

·         "Поиск по существующим мультимедиа программам" -  на данный момент на рынке образовательных услуг существует большой выбор специализированных, профессиональных, мультимедиа продуктов посвященных обучению иностранному языку. Не каждый преподаватель найдет исчерпывающую информацию об интересующем его продукте. Раздел предоставляет информацию о содержании мультимедиа программы: темы уроков, виды используемых упражнений, используемый грамматический материал, лексическая база уроков, видео, аудио материалы.

Во всемирной сети Интернет, находится большое количество информации относящейся к теории изучения иностранного языка, комплекс включает следующий раздел с возможностью поиска необходимой информации.

·        "Теория" - обучение английскому языку на более высоком уровне, например на языковых факультетах, требует глубокого теоретического сопровождения в учебном процессе. В данном разделе будут находится справочные материалы по темам  языкознания, истории языка, стилистики языка, теоретической фонетики и грамматики, история английской литературы и т.д. Также будут включены теоретические и методические основы чтения, просмотра художественных фильмов, аудирования, поддержания активности обучающихся на уроках.

"Linguist" – создаваемый нами мультимедиа программный продукт, служит основой для создания специализированных мультимедиа курсов. "Linguist" содержит базу основных мультимедиа приемов, используемых при обучении иностранному языку, далее база используется как шаблон для внесения необходимой Вам методической и теоретической информации по конкретному курсу обучения. Для того чтобы сделать компьютерную обучающую программу, необходимо большое количество времени, средств, и наличие высококвалифицированных программистов. "Linguist" помогает решить данные проблемы.

            Для создания шаблона требуется большое количество времени на программирование функций программы, настройки базы данных ответов на различные тесты и задания, создания доступного интуитивно понятного интерфейса и т.д. Подстановка, необходимого методического материала занимает от одного до нескольких дней, в зависимости от объема информации. Ваши предложения и пожелания принимаются на форуме  http://www.lang-complex.narod.ru/

 

 

Hosted by uCoz