III

 

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

В.Ю. Зюбанов

 

Томский государственный педагогический университет

 

Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Но нужно не забывать, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определёнными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами – одно из средств реализации этих целей и задач.

Поэтому, прежде всего, следует определиться, для каких целей и задач  мы собираемся использовать всемирную сеть Интернет. Естественно главная цель обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции. Нам необходимо выявить задачи, которые можно выполнять с помощью Интернета:

― включение материалов сети в содержание урока (интегрирование их в программу обучения);

―  самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом;

―   углубленное самостоятельное изучение первого или второго иностранного языка, ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках;

―  самостоятельная подготовка к сдаче квалификационного экзамена экстерном;

―   систематическое изучения определенного аспекта иностранного языка дистанционно под руководством преподавателя;

― повышение мотивации и создание потребности в изучение иностранного языка посредством живого общения;

―   формирование и развития умений и навыков чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

―  формирование и развития умений и навыков аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;

― совершенствование умений монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети;

―  совершенствование умений письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам по переписке;

―  пополнение словарного запаса, как активного, так и пассивного, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка;

―  знакомство с культуроведческими  знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Как же решить все эти задачи? Рассмотрим более подробно некоторые из них.

1.  Включение материалов сети в содержание урока интегрирование их в программу обучения.

На данный момент существует большое количество сайтов посвященных преподавателю иностранных языков. На таких сайтах можно найти готовые уроки преподавателей иностранного языка, газетные статьи, различные тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио книги. Приведем примеры сайтов.

Английский язык:

―     грамматика и рефераты на английском языке: http://www.edufind.com/english/grammar/toc.cfm ; http://www.essaybank.co.uk/index.html ;

―     преподаватели делятся уроками по различным темам: http://www.onestopenglish.com/lessonshare/;

―     университеты Великобритании (возможность сотрудничества с другими преподавателями): http://www.hero.ac.uk/universities_and_colleges/index.cfm ;

―     виртуальный Лондон: http://www.a-london-guide.co.uk/ ;

―     русский сайт - все для преподавателя и студента: http://www.english.ru/;

―     здесь можно загрузить различные аудио книги: http://www.readerschair.com/audiobooks/download.htm;

―     различные картинки: http://www.vnn.vn/vnn4/index.html;

―     аудио записи стихотворений Allan Harris: http://www.alharris.com/audio/index.htm.

 Стоит отметить основные поисковые сервера, но здесь необходимо помнить, что любое лишнее слово в строке поиска затруднит нахождение того или иного, интересующего вас материала. В некоторых случаях  необходимо писать ключевые слова целей, ради которых вы ищите информацию по тематике, например, если вы хотите найти информацию по теме «Моя квартира», пишите «flat topic English».

Поисковые сервера: www.hotbot.com; www.aport.ru

Немецкий язык:

―     немецкая грамматика: http://www.anriintern.com/lesdeu/main_deu.htm ;

―     здесь много ссылок на различные уроки и ресурсы по немецкому языку: http://germ-mania.narod.ru/lessons.htm ; http://www.abroad.ru/ref/internet_t/lang.htm;

―     самый популярный сайт по изучению языка и обмену информации, центр Daad: http://www.daad.de/de/index.html ;

―     планы уроков немецкого языка:

http://www.teach-nology.com/teachers/lesson_plans/languages/german/ ;

―     немецкий для преподавателя:  http://sps.k12.mo.us/khs/german/germany/teacher/dtteachr.htm

―     поисковые сервера: www.aport.ru ; www.yandex.ru ; www.hotbot.com; http://web.de/; http://www.lycos.de/ .

Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над текущей темой урока иностранного языка. Преподаватель может найти различную информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, исследованию, или можно дать задание - найти информацию ученикам, грамотным пользователям сети, но, разумеется, определив сферу поиска. Предлагая подобные материалы учащимся в малых группах, преподаватель может поставить задачу – отобрать подходящую для обсуждаемой проблемы информацию, согласиться с ней, принять к сведению в работе над темой, либо, напротив, аргументировано её оспорить, для чего необходимы факты, информация. Каждой группе, работающей над своей проблемой, можно предложить соответствующий материал для обсуждения.

2. Углубленное самостоятельное изучение первого или второго иностранного языка, ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках; самостоятельная подготовка к сдаче квалификационного экзамена экстерном.

Для изучающих иностранный язык самостоятельно существует большое количество сайтов, каждый университет разрабатывает свои планы дистанционного обучения. Многие сайты посвящены «on-line» урокам, существуют пробные тесты на международные сертификаты. При ответах на такие тесты возможно объяснение правильного ответа в случае ошибок.

Примеры:

―  first Certificate in English – FCE:

http://www.cambridge-efl.org/exam/general/bg_fce.htm ;

―  practice tests for The EFL Exams: 

http://www.english-online.org.uk/fce/fcehome.htm ;

―  free download practice IELTS test:

http://www.aapress.com.au/ielts/english/dload.html ;

―  the CAE trainer: http://www.flo-joe.co.uk/cae/students/index.htm ;

―  CAE - Certificate in Advanced English.

 http://www.cambridge-efl.org.uk/exam/general/bg_cae.htm ;

―  центр тестирования: http://www.pacificnet.net/~sperling/quiz/ ;

―  уроки: http://www.english-net.org/index.htm ;

―  справочник по грамматике: http://www.ccc.commnet.edu/grammar/ ;

―  юмор в английском языке: http://www.smiles4u.ca/ ;

―  учить английский на CNN: http://literacynet.org/cnnsf/archives.html ;

―  деловой английский: http://ec.hku.hk/epc/default.asp ;

―  книги на английском языке: http://onlinebooks.library.upenn.edu/ ;

―  библиотека: http://digital.library.upenn.edu/books/authors.html ;

―  изучение английского в Австралии: http://www.nceltr.mq.edu.au/writeaway/ ;

―  улучшите свое письмо: http://www.write101.com/ ;

В Интернете также существуют бесплатные программы в помощь изучающим иностранный язык  [Зюбанов 2003].

3. Повышение мотивации и создание потребности в изучении иностранного языка посредством живого общения.

Значимость информации в сети Интернет именно в том, что всегда можно воспользоваться, если это необходимо, самой свежей информацией или подобрать определенный дайджест по той или иной проблеме. Можно воспользоваться и услугами чата или электронной почты, чтобы получить мнение носителей языка. Затем обсудить на уроке разные точки зрения на одну и ту же проблему (например, выборы президента страны, события в разных точках мира, мнения о прочитанной книге, особенности образования в разных странах, традиции празднования одних и тех же праздников в разных странах, например Рождества, и т.д.). При этом можно подобрать необходимые и очень интересные иллюстрации. Таким образом происходит диалог культур непосредственно на занятии, стимулированный реальными контактами с представителями этой культуры.

Пример чатов:

―  английский язык: http://messenger.yahoo.com/ ;

―  немецкий язык: http://de.messenger.yahoo.com/ ;

Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета, как одного из средств обучения иностранному языку, лучше реализуются многие цели и задачи процесса обучения. Отсюда следует, что Интернет в скором времени войдет в повседневную практику преподавания во всех учебных заведениях, в том числе,  и в Томском государственном педагогическом университете. В настоящее время ведется разработка систематического комплекса «Лингвист» (www.lang-complex.narod.ru.). С помощью этого комплекса можно будет найти: ссылку в Интернет по интересующей теме, описание мультимедиа программ, упражнения и тексты. Это безусловно сделает занятие и подготовку к нему интересным и современным.

 

Литература

 

1. Зюбанов В.Ю. Возможность использования мультимедийных технологий при самостоятельном изучении английского языка// Сб. материалов международной методической конференции, в двух томах. Устойчивое развитие непрерывного образования в условиях его модернизации – Томск, 2003г, Том I, с 201-207

2. www.lang-complex.narod.ru //Интернет источник

 

 

Hosted by uCoz