I

 

 

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

В.Ю. Зюбанов

 

Томский государственный педагогический университет

 

 

Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам - ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу обучаемых, создание условий для их самовыражения и саморазвития. Пожалуй, излишне будет говорить о том, какое значение имеют в нашей жизни иностранные языки. Очевидно и то, что перед любым, решившим изучать иностранный язык с нуля или расширить уже имеющиеся познания, встает масса вопросов Ч начиная с того, какую школу, и какую методику следует выбрать, чтобы не разочароваться, заканчивая тем, как впоследствии удержаться на достигнутом уровне. При этом необходимо помнить о постоянно развивающемся потенциале компьютерной среды. Зачастую многие преподаватели и студенты просто не в курсе о существующих программах, которые доступны любому человеку через ресурсы всемирной сети Интернет. Например, всем известный учебник грамматики лEnglish grammar in Use, for intermediate students под редакцией Raymond Murphy в электронном варианте, с интерактивными упражнениями можно найти по ссылке: http://www.kurzin.narod.ru/files/murphy.html и многие другие полезные программы речь о которых, пойдет ниже. 

Необходимо помнить, что компьютер не определяет содержание обучения - он является лишь эффективным средством обучения, который адекватно включается в процесс, как самостоятельного изучения, в нашем случае, иностранного языка, так и в общеобразовательный учебный процесс. Поэтому разработка методических основ обучения иностранным языкам через компьютер должна базироваться на глубоком анализе дидактических и методических возможностей, способствующих реализации основной цели в преподавании иностранных языков - формированию умений и навыков коммуникативной компетенции. [Машбиц 1998] Из этого следует, что компьютер позволяет моделировать условия коммуникативной деятельности; овладевать лексико-грамматическими навыками; индивидуализировать и дифференцировать обучение; повышать мотивацию; увеличивать объем языковой тренировки; способствовать выработке самооценки обучаемых; обеспечивать перенос языкового материала в другие виды речевой деятельности.

Может быть выделено два основных направления использования компьютера в изучении иностранных языков: первое - предполагающее статистический анализ, хранение и обработку текстов, лексико-грамматических данных; второе - моделирование различных интеллектуальных процессов, например, презентация и объяснение учебного материала, контроль, оценка, обучение языку с использованием всех видов речевой деятельности и т.д.

В последние годы благодаря развитию мультимедийных технологий появилось большое количество обучающих программ по английскому языку. Среди таких можно назвать говорящий словарь лПервая тысяча слов по-английски╗ Московского института новых технологий в образовании, мультимедиа программу лПрофессор Хиггинс╗, рекомендованный министерством образования, мультимедиа программу лEnglish platinum 2000╗, мультимедиа программу Бонк Н.А. лАнглийский шаг за шагом╗, части 1 и 2 и многие другие. Например: если вы хотите работать с текстом, программы не только позволяют читать текст на определенную тему со всевозможными иллюстрациями и примерами использования фраз и выражений, но и позволят интегрировать в себе такой классический метод, как аудирование и письмо. Более того, человек, пользующийся таким курсом, не скован темпом преподавателя, а может сам в интерактивном режиме прослушать необходимый фрагмент текста произвольное количество раз. Некоторые из подобных программ позволяют даже контролировать произношение учащегося, например: программа лTalk to meAurolog распознает вашу речь. Программа предлагает общение по определенной теме, вам задают вопрос на английском языке и дают несколько очевидных вариантов ответа, вы говорите выбранный вариант в микрофон, программа вас лпонимает╗ и продолжает диалог в зависимости от вашего ответа.

 

Более подробно остановимся на программе лEnglish platinum 2000╗.

Мультимедийный курс самообразования основан на современной методике интенсивного изучения языка, основанной на принципе погружения в языковую среду.

Всевозможные жизненные ситуации представлены в диалоговом окне, где на 177 уроках учащийся слышит живую речь, пытается ее понять, параллельно пополняя словарный запас и знакомясь с грамматическими формами.

174 общеобразовательных текстов знакомят со словами и терминами из биологии, химии, экологии, истории, физики и т. д.

Полнометражный фильм помогает понять, что такое современный английский язык.

Грамматический раздел курса представлен теоретическим материалом и упражнениями по отработке навыков письменной речи. 

Озвученный и иллюстрированный словарь содержит 15000 слов и четыре этапа их освоения. Сначала появляется набор картинок, по заранее выбранной теме диктор циклично проговаривает их, выделяя соответствующую картинку, а учащийся помечает заученные слова (1-ый этап);  затем диктор говорит слова, учащийся отмечает соответствующую картинку (2-ый этап); после этого учащийся проговаривает отмеченные компьютером картинки в микрофон, при этом идет тестирование правильности произношения (3-ий этап); наконец, учащийся пишет указанные компьютером слова, на английском языке (4-ый этап). На рисунке дан пример по теме лПлотницкий инструмент╗.

 

Раздел Фонетика содержит теоретический материал и упражнения по проработке каждого звука, ударений, интонации, скорости и ритмичности речи. 

Курс снабжен системой контроля и координации учебного процесса, которая состоит из системы сбора статистики успеваемости каждого пользователя по всем разделам, и системы администрирования, что позволяет привилегированному пользователю отслеживать успеваемость всех пользователей курса и настраивать индивидуальные уровни сложности для каждого из них. 

 Глубоко продуманная методика, разработанная специально для компьютерного обучения иностранным языкам, огромный объем тщательно подобранного материала и интеллектуальные средства контроля в совокупности создают все предпосылки для эффективного изучения английского языка. Рекомендуемый возраст пользователя, который предлагается создателями программы: от 12 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

Многие побоятся покупать программы за 100-150 рублей, о которых потенциальный пользователь практически ничего не знает. Но для того чтобы испытать на себе положительный результат мультимедиа-технологий совсем не обязательно покупать программы, много трудов современного программиста, не занимающих много дискового пространства, можно найти в Интернете:

 

1. LMBomber, Версия 1.03a http://teacher.km.ru/soft/LMBomber.zip

 

 

 

Программа запоминания английских слов, основанная на лметодике зрительных эффектов и отвлекающих воздействий Афанасьева╗. В процессе пользования этой программой, возможно, задействовать дополнительные ресурсы вашего мозга. Обучение строится из двух этапов: лУрок╗ и лЭкзамен╗, а также задействован эффект 25 кадра. Программа находится в памяти компьютера и всплывает через заданное время. Также существует возможность создавать собственные словари или экспортировать их из текстовых файлов.

 

2. IT - незаметный преподаватель, Версия 1.3 http://teacher.km.ru/soft/it.zip

Программа создана в помощь изучающим английский язык. Она также полезна тем, кому необходимо запомнить значения различных терминов, выражений и т.д. Ее основное отличие - совершенно не требует от пользователя никаких действий или времени. Достаточно только выполнять свою повседневную работу на компьютере Автор: AV(T), дополнительные словари можно взять на www.avtlab.ru

 

 

3. English Grammar, Версия 1.0 http://www.gerasoft.com/engram.zip

Учебник английского языка в формате HTML Help (chm) основан на популярном в России и за рубежом кембриджском учебнике, о котором уже упоминалось лEnglish grammar in Use, for intermediate studentsпод редакцией Raymond Murphy (http://www.kurzin.narod.ru/files/murphy.html). Но здесь все описания приведены на русском языке. Также, если вы заметили, одновременно используется IT - незаметный преподаватель, что позволяет одновременно получать как грамматические, так и лексические навыки владения иностранным языком.

 

 

 

 

Сегодня во всемирной сети Интернет можно найти огромное количество подобных продуктов, по поиску интересующих Вас программ можно дать следующий совет: необходимо зайти на популярный поисковый

            Конечно, такие небольшие программы не смогут дать вам полноценный курс иностранного языка, но наверняка разовьют лексический уровень языка и научат анализу грамматических явлений. После таких программ у вас появится желание просмотреть комплексные мультимедийные курсы.

           

У многих может возникнуть вопрос: лКак дать полностью соответствующий требованиям лексический материал с темами, новыми словами, диалогами и лексико-грамматическими упражнениями?╗. Н. А. Бонк и его курс Английский шаг за шагом часть 2-я дает ответ на этот вопрос. Курс включает, поэтапное изучение лексического материала. Дается текст, озвученный носителем языка, далее следуют диалоги по данной теме, затем список новых слов с транскрипцией и озвучиванием, и завершается заданиями и упражнениями по работе над темой, которая включает грамматические явления перед текстом.

Также нельзя забывать об электронных словарях, которые, несомненно, облегчают поиск неизвестных слов. Abby Lingvo 9.0 в настоящее время, считается лучшим электронным словарем, этот словарь включает шесть языков (английский, итальянский, испанский, французский, немецкий, русский), работающих в двух направлениях Русский Ц Иностранный, Иностранный Ц Русский. Практически каждое слово имеет свою статью, также как и полноценный печатный словарь.

 

В заключение приведем семь доводов лза╗ и семь лпротив╗ того, стоит ли самостоятельно заниматься английским языком.

ЗА:

1.           Вы можете приступить к занятиям в любое время дня и ночи, не чувствуя себя связанным расписанием уроков и планом занятий;

2.           Занимаясь в собственном темпе, Вы можете продвинуться в изучении иностранного языка быстрее, чем Ваши лколлеги╗, посещающие курсы или берущие частные уроки;

3.           Вы можете делать то, что Вам нравится, а не то, что навязывает учитель или учебник. Можете проходить учебный курс в любом направлении или применить собственноручно созданную систему обучения, например, первую неделю использовать программы по обучению грамматике, учить новые слова и искать их в прочитанных текстах, а другую - активно применять выученные слова и грамматические структуры в разговорной и письменной речи, выполняя задания выбранной Вами программы.

4.      Кому-то из Вас трата денег не на уроки, а на учебные программы покажется разумной. Например, хороший электронный словарь обойдется Вам во столько же, во сколько обошлось бы часовое занятие с носителем языка. Цена диска с программами и словарями колеблется от 60 до 150 рублей.

5.      Сегодня выпускается, огромное количество различных мультимедиа программ, Вы можете экспериментировать с курсами, объединять, находить лучшее, то, что создано именно для Вас.

6.      Самостоятельно штудируя грамматику и лексические программы, Вы приобретете и разовьете способность к обобщению и анализу информации, так необходимую при изучении иностранных языков.

7.      Вы можете сделать самостоятельные занятия неотъемлемой и гармоничной частью Вашего расписания. Вместо утомительной работы за компьютером можно отвлечься и запустить одну из программ в зависимости от настроения или выйти в Интернет, зайти в чат, например, www.chat.yahoo.com и пообщаться с помощью микрофона и даже по веб камере с носителями иностранного языка.

ПРОТИВ:

1.      У Вас не будет лконтроля сверху╗, который не позволит Вам прогулять занятие, смошенничать при выполнении упражнений, бросить заниматься.

2.      Занимаясь самостоятельно, Вам не так легко будет найти собеседника для разговорной практики, а полноценный диалог с самим собой вести довольно трудно (хотя, смотрите пункт 7 лЗа╗).

3.      Тем, кому в учебе помогает дух соперничества, будет трудно без постоянного сравнения своих успехов с успехами соседей по парте.

4.      Никто, кроме Вас самих, не будет гарантировать Вам успехов на поприще изучения английского языка. При самостоятельных занятиях все зависит только от Вас.

5.      Вы легко можете отступиться от намеченных планов, не обнаружив немедленных и значительных сдвигов в умении общаться по-английски. Никто Вас, увы, не остановит (на курсах остановили бы оплаченные вперед занятия).

6.      Самостоятельные занятия отнимают больше времени и сил, чем сравнительно лбеззаботные╗ походы на курсы.

7.      Хорошего учителя не заменит даже самый лучший электронный учебник.

 

Все же приняв решение, заниматься самостоятельно, помните, что занятия с преподавателем и самостоятельное изучение языка можно не только противопоставлять, но и успешно сочетать.

 

Литература

1.      Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. Ц М.: Педагогика, 1988.

2.   Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации  обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994.

3.   Magnamedia УEnglish platinum 2000Ф, мультимедиа курс английского языка.

4.   Бонк Н.А УАнглийский шаг за шагомФ. Части 1 и 2, мультимедиа курс английского языка.

5.   Афанасьев В. LMBomber, версия 1.03a. Программа запоминания английских слов.

6.   AV(T) IT - незаметный преподаватель, версия 1.3. Программа запоминания английских слов.

7.   GERRAsoft English Grammar, версия 1.0. Учебник грамматики английского языка в формате HTML.

8.   ABBY software house, 2002 ABBY lingvo 8.0. Система электронных словарей.

 

Hosted by uCoz